Не Боги пишут законы

Общественные организации в России растут и множатся, удивляя разнообразием форм и широтой профиля. Маленькими шажками, но мы все–таки приближаемся к Западу, где чуть ли не все жители городов вовлечены в состав какой–либо НКО — некоммерческой организации. Но чем больше у нас НКО, тем острее встает вопрос об эффективности их деятельности: как увеличить КПД общественного движения? Как поднять авторитет в глазах населения? Быть может, ответ на этот вопрос кроется в формуле «Сотрудничество между властью, бизнесом и НКО»?

Семинар с таким названием был проведен 28 февраля МОБОО «Общество «Семь Я» и CAF–России в рамках проекта «Общественные организации жителей в действии», реализуемого в нашем городе. Сюда, под крышу гостеприимного университета «Дубна–Угреша», съехались общественники из Троицка, Щелково, Лыткарино, пришли председатели всех дзержинских КОСов во главе с новоиспеченным директором МУ «Наш город» Т. Войткив. Согласились поучаствовать в обсуждении обозначенных проблем и бизнесмены из этих городов. Четвертую власть на высоком собрании представляли корреспонденты городских еженедельных изданий Лыткарино и Дзержинского, а вторую — депутат Дзержинского Совета депутатов Т. Карпухина.
Мыслительную работу участников семинара в нужное русло направляли юристы CAF Н.Бурцева и А. Акрамовская, которые сразу же отметили, что у этого практического занятия есть вполне конкретная, можно сказать, осязаемая цель. Состоит она в том, чтобы научить общественников составлять программы, гранты, законодательные акты и предлагать их на рассмотрение своим партнерам — бизнесу и органам власти. Вот так! Не больше и не меньше. А почему бы, собственно, и нет? Известно же: не напишешь своего закона, будешь жить по чужому.
Осваивать науку законотворчества семинаристы начали с азов. Сначала обозначили проблему: необходимо ли вообще сотрудничество, а если необходимо, то каковы источники финансирования программ, реализуемых общественниками. Последний тезис вызвал особый интерес у аудитории, ведь НКО в финансовом отношении — сторона принимающая, и многие общественники вынуждены привлекать к своей работе спонсоров. У каждого нашлись свои секреты общения с бизнесменами, приемы, коими слушатели щедро поделились друг с другом. При подведении итогов этого раунда выяснилось, что большинство присутствующих считает, что благоприятное впечатление на спонсора производят четко составленные бизнес–планы, быстрое выполнение профинансированных программ и возможность получить льготы за благотворительность. Это точка зрения «просящих», а вот «дающие» думают несколько по иному. Никто из присутствующих бизнесменов и не вспомнил о льготах и прочих меркантильных аспектах благотворительности. Одной из главных причин того, что бизнес дает деньги общественникам, оказывается, является моральное удовлетворение — «отдай Богу десятую часть своих доходов за то, что помог тебе заработать». Так объяснила тягу зарубежных фирм к благотворительности менеджер страховой компании «AIG Laif», присутствующая на семинаре. Ее охотно поддержали отечественные предприниматели: «Однажды помогла студентам, взявшимся организовать спортивный турнир в честь погибшего самбиста. Мне понравилось, что ребята проявили такую инициативу», — поделилась своим опытом бизнесвумен из Щелково. «Приятно помогать кому–то конкретно, когда знаешь, что твоя помощь придет нуждающемуся, а не воплотится в безликие и скучные дела, – отозвалась ее коллега из г. Дзержинского.
Чудеса, да и только! Выходит, что наши представления о предпринимателях как об акулах капитализма не верны? И льготы не являются побудительным мотивом к благотворительности? Для многих, но не для всех, поправил общественников специалист финансового управления администрации А. Лазарев. Крупным предприятиям, чья прибыль исчисляется миллионами рублей, благотворительность помогает существенно снизить налоговые выплаты. И корпорации не упускают такую возможность. Поправка по поводу крупных предприятий, наверное, верна — финансистам лучше знать, что движет денежные потоки. Однако утверждение предпринимателей о том, что бизнесу сегодня необходим социально–ответственный имидж, общественные организации должны взять на заметку.
Разобравшись с тонкими движениями души российских бизнесменов, аудитория обратила свои взоры к власть предержащим. Готовы ли они к плодотворному взаимодействию с НКО? Исследование информационных источников, проведенное юристами CAF в различных регионах России, показало, что на данном этапе власть предпочитает декларировать свое намерение к сотрудничеству с НКО. То есть в большой массе появляются нормативные акты, гласящие, например: наладить взаимодействие с общественными организациями, установить контакты. Законов, постановлений и решений с текстом «поддержать, оказать содействие» на порядок меньше. Третье место в этой иерархической лестнице документов занимают, кстати, налоговые льготы, а вот последнее — непосредственное участие власти в создании НКО.
Наиболее охотно власть и бизнес поддерживают общественные организации, занимающиеся проблемами детства и молодежи, развитием культуры и спорта. Такие же направления считают основными и сами общественники. Конъюнктура? Этот элемент взаимодействия власти и бизнеса с НКО, наверное, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но, судя по Комитетам общественного самоуправления в Дзержинском, которые в своей работе опираются на опросы и анкетирование жителей, народ для них — источник вдохновенья. Безусловно, направляющая и организующая роль администрации города тоже присутствует, этого никто не отрицает. Но проблемы детской занятости, наркомании и молодежной преступности сегодня настолько актуальны, что необходимость их решения признается и наверху, и внизу.
Кстати, на семинаре прозвучали предложения о том, что Комитетам общественного самоуправления в Дзержинском более пристало звание НКО, чем статус муниципального предприятия. Некоммерческие организации хороши тем, что им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Ведь средства, заработанные ими, направляются только на осуществление общественнозначимых программ. «Муниципалы» и такой свободой действия не обладают.
Научившись правильно ставить проблему, участники коллективного мозгового штурма перешли к правовым методам регулирования вопроса, составлению «сметы» затрат, необходимых на его решение и рассмотрению последствий, которые повлечет за собой новый законодательный акт.
Применить эти навыки на практике семинаристы смогли, не покидая аудитории. Каждой группе было предложено составить свой законопроект. Участники самостоятельно выбрали тему, и через несколько часов напряженной работы свет увидели три новых программы: «Физкультура и спорт», «Озеленение города» и «Занятость молодежи» — этот документ был составлен КОСами. Оценивать деятельность «законодателей» взялось независимое жюри, состоящее из преподавателей университета. С перевесом в один голос победила «Физкультура и спорт». «Учебные» законопроекты были, безусловно, пробой пера, но, известно, что особо одаренные юниоры легко переходят во взрослую лигу. Нужно им просто дать такую возможность. Вдруг законотворчество общественников уже сегодня принесет ощутимую пользу городу?

07.03.2002